Участники разговора обсудили наиболее эффективные механизмы защиты внутреннего рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от контрафактной и опасной продукции, основные задачи в условиях формирования согласованной политики в сфере защиты прав потребителей на пространстве ЕАЭС.
Среди вопросов повестки дня - защита потребителя от опасной продукции в электронной коммерции; при международной торговле государств — членов ЕАЭС с третьими странами; перспективы разработки программы ЕАЭС по обеспечению качества продукции и защите прав потребителей.
В ходе выступлений прозвучали также наиболее удачные практики по защите интеллектуальной собственности.
По словам начальника отдела по защите прав потребителей Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер Евразийской экономической комиссии Лидии Осауленко, общей тенденцией для рынков государств-участников ЕАЭС является ощутимый рост числа интернет-магазинов. За последние пять лет их количество выросло втрое. Около 80% всех покупок в интернете составляют непродовольственные товары.
Типичными нарушениями в сфере торговли остаются отсутствие информации о продавце, изготовителе или импортере, отсутствие или недостоверная информация о товаре или его потребительских свойствах, нарушение сроков доставки товара, изменение цены в процессе оформления покупки, уклонение от расторжения договора и отказ от возврата уплаченной суммы.
В странах ЕАЭС предприняты шаги по защите прав потребителей в рамках развития цифровой повестки стран, имеющих единое экономическое пространство. Так в Беларуси приняты специальные меры по защите потребителей в электронной торговле. В России установлена ответственность агрегаторов информации перед потребителями. В Казахстане определен перечень неотрегулированных вопросов в сфере защиты потребителей в электронной торговле. В Кыргызстане ведется работа по регулированию работы электронных торговых площадок.
По словам Олега Павлова, возглавляющего общественную организацию по защите прав потребителей, сейчас агрегаторы постепенно очищаются от опасных и контрафактных товаров, поскольку начинает действовать законодательное регулирование. В частности, этот момент позитивно влияет на традиционно прочные позиции по продаже электроники и бытовой техники, входящих в категорию наиболее часто заказываемых товаров онлайн после одежды и обуви. Однако, ключевой в этом отношении является позиция самих розничных компаний.