Как сообщает ВЦИОМ, «при равной цене россияне предпочтут купить российские овощи (95%), рыбу и мясо (94%), молочные продукты (91%), фрукты (82%), макароны (85%), шоколад (76%). Отечественные лекарства выбирает 51% респондентов, 32% предпочтут купить лекарства, произведённые за рубежом».
Что касается других категорий товаров, то с ними дела обстоят иначе. Если при покупке одежды и обуви на отечественные бренды ориентируются соответственно 46% и 52% респондентов, то российскую бытовую технику и электротехнику выбирают лишь 18%.
Вместе с тем результаты опроса показали ещё одну важную тенденцию: рост культуры потребления в России растёт. Так, к примеру, за последний год граждане РФ стали внимательнее относиться к выбору продуктов.
«Уже 83% наших соотечественников (77% мужчин и 87% женщин) обращают внимание на срок годности (в 2017 г. — 81%). 51% опрошенных смотрит на состав и содержание отдельных ингредиентов, 37% — на информацию о производителе. Только 12% респондентов обращают внимание на содержание белков, жиров и углеводов, 9% — на калорийность, а 7% опрошенных признают, что, как правило, не читают информацию на этикетке», - говорится в сообщении ВЦИОМ.
При этом, по результатам исследования, подавляющее большинство российских граждан скептически относятся к информации о составе продуктов, которую производитель указывает на упаковке: 76% опрошенных разделяют мнение, что указанная информация, скорее, неточная или неполная, и только 16% этим данным доверяют.
«Обращаясь к исследованиям прошлых лет, стоит отметить две тенденции. Во-первых, по отношению к 2017 году растут показатели внимательного отношения к потребляемой продукции, что, безусловно, является маркером развития культуры потребления в целом. Во-вторых, в отношении продуктов питания сохранилась (по ряду значимых товарных категорий - усилилась) тенденция переориентации на отечественную продукцию. В части одежды, обуви и бытовой техники выводы необходимо делать очень осторожно ввиду высокого уровня стилизации отечественных производителей под признаки зарубежных брендов, но, как минимум на уровне сложившихся потребительских стереотипов, выигрывает пока импорт», - подытожил руководитель практики информационной политики и коммуникационных технологий ВЦИОМ Кирилл Родин.
Между тем на результаты опроса уже отреагировали отечественные производители и поставщики продовольственных товаров, подтвердив выявленную тенденцию.
«Мы подтверждаем тренд на отечественные продукты питания, который сегодня действительно присутствует на рынке. За последние годы российские производители сделали большой шаг вперёд в плане производства продуктов питания. Этому, в том числе, способствовала развернутая государством программа импортозамещения. Сегодня мы научились производить то, что, раньше в основном приобретали за рубежом: сыры, мясные и рыбные деликатесы. Причём, как показывают многочисленные исследования качества, отечественная продукция зачастую превосходит импортные аналоги», - заметил исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.
Кроме того, по его словам, ввиду более сокращённых логистических цепочек в производстве отечественных продуктов реже используются вещества, продлевающие сроки годности, что делает их более экологичными.
Руководитель Роскачества Максим Протасов, в свою очередь отметил, что результаты опроса оказались ожидаемы: всё больше потребителей, которые раньше испытывали незаслуженно низкое доверие к отечественным товарам, меняют своё мнение, в том числе благодаря работе, проводимой Роскачеством. Более того, спрос на наши товары растёт не только в России.