Международный форум «Антиконтрафакт»

Свободное перемещение товаров через границы между странами-участницами ЕАЭС приводит к массовому перемещению алкогольной и табачной продукции без уплаты каких-либо акцизов с последующей продажей через нелицензированную розницу, включая розничные рынки и Интернет. Объемы незаконных перетоков растут, снижается конкурентоспособность локальных производителей. Может ли гармонизация через выравнивание ставок акцизов в странах ЕАЭС решить проблему незаконных перетоков? Каков оптимальный сценарий гармонизации акцизов и сколько лет необходимо экономикам этих стран для трансформации в новую экономическую реальность? Эти вопросы вынесены на обсуждение участников предстоящего форума «Антиконтрафакт-2018».

На серьезные проблемы, существующие в сфере оборота алкогольной продукции указывают и авторы исследования, подготовленного Международной исследовательской компанией Euromonitor International. В частности, в докладе сообщается, что в России доля нелегального алкоголя во всей потребляемой алкогольной продукции составляет 28,5%.

Под нелегальным алкоголем в исследовании подразумевается сразу несколько категорий продукции: контрабанда готовых напитков, контрабанда этилового спирта как сырья для производства напитков, производство контрафакта, промышленное подпольное производство, домашнее/кустарное производство, производство и продажа алкоголя без уплаты акцизов/налогов, суррогатный алкоголь.

В России и Чехии продажи нелегального алкоголя в год составляют около $9,4 млрд.

В России доля нелегального алкоголя от общего объема потребляемого алкоголя составляет 28,5%, в Чехии — 7%. Исследователи отмечают, что пиво, столь популярное в Чехии, занимает наименьшую долю в сегменте нелегального алкоголя — всего 2% пива в исследованных 24 странах относится к нелегальному.

В России, как и в целом по миру, максимальную долю во всем нелегальном алкоголе составляет продукция, произведенная и продаваемая без уплаты или с нарушением уплаты соответствующих налогов/акцизов — 36%. На втором месте (32%) идет контрабанда и контрафакт. На третьем месте по популярности в России в сегменте нелегального алкоголя находится суррогат — 16% всего потребляемого нелегального алкоголя.

По доле нелегального алкоголя Россия оказалась примерно на уровне стран Латинской Америки, «лидирующих» в своем регионе в этом отношении — Доминиканской Республики (31%) и Эквадора (29%). В целом же по Латинской Америке доля нелегального алкоголя составляет 15%. Меньше всего нелегального алкоголя потребляется в Чили (1%), Панаме (2%) и Аргентине (4%).

Исследователи отмечают, что популярность нелегального алкоголя объясняется сразу несколькими причинами — низкая осведомленность потребителей о вреде подобной продукции для здоровья, незнание о легальности конкретного продукта, удовлетворенность потребителей качеством нелегальной продукции, местные традиции потребления подобного алкоголя, как правило кустарного изготовления, более доступная цена нелегального алкоголя, слаборазвитая система дистрибуции легального алкоголя, низкая эффективность налоговой системы и мер властей по борьбе с нелегальным алкоголем.

По материалам Коммерсант